Жилище является одним из наиболее существенных элементов культуры, оно служит удовлетворению самых необходимых потребностей человека. Жилище формируется в определенной исторической обстановке под воздействием окружающей естественно-географической среды и социально-экономических условий жизни. Жилище представляет собой сложный культурный комплекс, выполняющий не только хозяйственно-бытовые, но и эстетические, религиозные, обрядовые, символические функции. Таким образом, жилище тесно связано и с материальной, и с духовной жизнью народа, оно является отражением его исторического пути.

Жилище немцев Алтая, проживающих в отрыве от метрополии, в иноэтничном окружении, прошло своеобразный путь развития. Влияющие на его формирование природные и социально-экономические факторы неоднократно менялись. При переселении менялись также и этническая среда, и характер этнокультурных контактов. Если в европейской части России немцы проживали в основном в более или менее однородной, преимущественно славянской, этнической среде, то в Сибири немцы контактировали с самыми разными народами, как с коренными, так и с мигрантами из различных областей России. Изменения в форме поселений и типах жилища у немцев начались сразу после их переселения в Россию. В местах выхода большинства колонистов преобладала кучевая форма поселения. В России Попечительным Советом были разработаны для колонистов планы поселений уличного типа с одинаковыми усадьбами и домами. Природные условия и иноэтничное окружение внесли свои коррективы в типы немецкого жилища в России. Например, на Украине большинство жилищ имело форму вытянутого прямоугольника, обращенного к улице узким фасадом; вход в дом находился на длинной боковой стороне, часть хозяйственных построек была расположена на другой стороне двора параллельно дому. В Поволжье большинство жилищ было обращено к улице длинной стороной, хозяйственные постройки и дом образовывали каре. Эти основные типы усадеб и жилищ имели множество вариантов.

Все эти обстоятельства не могли не привести к серьезной трансформации традиционного жилища при дальнейшем переселении немцев в Сибирь. С другой стороны, отдельные черты и элементы крестьянского жилища, сложившиеся в Германии (тип усадьбы, планировка жилого дома, конструктивные особенности кровли, дверных и оконных проемов, внешняя отделка, интерьер и др.), сохраняются у немцев Алтая до настоящего времени.

Понятие "традиционное жилище" является многозначным и относительным. По отношению к этническим группам, принимавшим участие в аграрной колонизации Сибири, традиционным можно считать такое жилище, которое сформировалось, стало восприниматься как национальное и воспроизводиться на новой территории. Процесс формирования традиционного жилища немцев Алтая проходил в первой трети ХХ века, в основном в 20-30-х гг. Переселение в Сибирь проходило в конце Х1Х-начале ХХ вв. Первыми жилищами немцев на Алтае, как часто бывает при переселении, были землянки. Это архаическая форма жилища, которая нередко воспроизводится в трудных жизненных ситуациях. Сравнительно быстро переселенцы отстроились и стали жить в постоянных и прочных домах. Первоначально они пытались строить из материалов и посредством тех приемов, которые были известны и приняты на родине. Но эти попытки корректировались новыми условиями обитания. Процесс адаптации занимал несколько десятилетий, и к концу 1930-х гг. мы можем говорить о сложении традиционного жилища немцев Алтая.

Несмотря на наличие некоторых общих черт в жилище алтайской немецкой этнотерриториальной группы, в типологическом отношении оно не является единым. Наличие нескольких типов крестьянских жилищных комплексов объясняется и гетерогенностью немецкого населения Сибири, и различными природными условиями (например, в степной зоне основным строительным материалом была глина, в лесостепной –лес), и наличием традиций, сформировавшихся в европейской части России (например, крытые дворы у меннонитов, галереи у выходцев из Бессарабии и Кавказа ). В процессе изучения всех компонентов жилища немцев Алтая выделяется 7 основных типологизирующих признаков, устойчивое сочетание которых определяет своеобразие каждого комплекса жилища. Это - планировка усадьбы, положение дома по отношению к улице, внутренняя планировка жилого помещения, форма крыши, техника возведения стен, способы отопления, декоративные приемы.

Основными типами немецких населенных пунктов на Алтае являются села и деревни. В конце XIX-начале ХХ вв. подавляющее большинство немецких переселенцев проживало на хуторах. Хутора представляли собой семейные поселения, состоявшие из 1-5 усадеб, в которых, как правило, проживали члены одной большой семьи. Хутора находились друг от друга на расстоянии 500-600 метров. Они располагались гнездами и окружали деревни и села, представляя вместе с ними единое целое. В большинстве случаев хутора назывались по имени своих хозяев. Хуторская система расселения была ликвидирована в период коллективизации. Деревни и села застраивались в соответствии с правительственными инструкциями, по одному образцу: одна-две широкие улицы пересекались переулками, разделяя таким образом поселение на кварталы. В центре села располагались церковь или молитвенный дом, школа.

Большинство немецких населенных пунктов первоначально в этническом отношении было однородно. Они основывались и заселялись группой переселенцев из какого-либо одного населенного пункта в европейской части России. Естественно, они придерживались тех традиций строительства, которые были характерны для мест их выхода, с поправкой на природно-климатические условия места вселения. С течением времени общей тенденцией стала тенденция укрупнения населенных пунктов. Во многих деревнях и селах стали жить по соседству представители разных групп немцев, постоянно росла численность русского населения. Процессы этнического смешения, безусловно, оказали влияние и на строительные традиции. Об этом же свидетельствуют топонимические предания. Большинство немецких поселений, называющихся по-русски, в прошлом имели немецкие названия. Например, село Александрфельд стало называться Гришковкой, Александркроне- Кусаком, Зиберфельд- Серебропольем, и так далее. Некоторые населенные пункты, кроме официальных, имели и другие наименования. Смена названий могла отражать какие-то моменты истории поселений. Например, село Тельмано, возникшее на месте хуторов Узорн, Хох-хейм, Лондон и Тиричи, получило свое современное название после образования здесь колхоза имени Тельмана.

Первые немецкие переселенцы на территории Алтая строили землянки из пластов, которые они называли "пластянки". Земляные пласты толщиной 10-20 см нарезали плугами, обычно на буграх, где земля была неплодородная. Для стен пласты ставили в два ряда. Для крыши на стены клали жерди, на них хворост, и сверху опять укладывали земляные пласты. Такая конструкция крыши применялась для подсобных помещений. Для жилых помещений старались делать настил из досок, на которые клали хворост и пласты. Пластянки обычно получались невысокие, зимой их заносило снегом так, что даже труб не было видно.

Как рассказала Борн Э.П., крыши на пластянках делали следующим образом: от стены до стены клали бревно по длине дома (чтобы обеспечить уклон скатов крыши), на бревно укладывали жерди, их перекрывали досками, на них клали солому, потом пласты, сверху все присыпалось землей. Но такая конструкция все равно не спасала от протекания крыши во время дождя.

Пластянка стояла несколько лет, пока не начинала рассыпаться. Разрушение стен такого дома происходило из-за рассыпания корневых систем трав, которые скрепляли землю. Возле дома на зиму делали навес из хвороста акаций "акацине штрок", для защиты входа дома от снега.

Через некоторое время после переселения немцы начинали строить саманные дома. Саман делали из смеси глины, соломы и воды. Для изготовления саманных кирпичей "ламешта" применяли деревянные формы. Приготовленные кирпичи сушили на солнце в течение месяца. Саманные дома строились без фундамента. Как рассказывала Безе Е.А., в строительстве дома принимали участие соседи, друзья хозяина. За помощь в строительстве не платили, хозяйка готовила на всех обед и угощала строителей. Амбары раньше делали просто: выкапывали в земле большую яму, укрепляли стены и стелили деревянный пол, при отсутствии дерева пол делали из глины.

Первоначально тип и планировка жилища были несколько иными, чем сейчас. Раньше большинство домов строилось в глубине усадьбы, они были повернуты боковой стороной к улице. Преобладала линейная планировка дома, перпендикулярно к улице. В основном такие дома сохраняли план, характерный для домов средненемецкого типа, с трехчленным делением поперек жилища, с кухней посередине. В целом, при постройке дома, старались ориентировать его по солнцу, чтобы в доме было светлее. Печь располагалась в центре дома, чтобы обогревать все помещения. Большое значение при строительстве имели способы утепления жилища, так как зимы на Алтае длинные и холодные. Так, толщина стен достигала 50-70 см. Количество окон старались сделать минимальным и расположить их с подветренной стороны. Вход в жилище располагался через кухню или подсобные помещения. С помощью камышовых матов, связок утепляли стены и потолки.

Деревянные дома из-за дороговизны леса долгое время не строили. Так, в деревне Николаевка первый деревянный дом был построен Валлом А.А. в 1918 году. Дом строился "опалубкой", то есть между двумя рядами досок засыпалась зола с опилками. Все хозяйственные постройки пристраивались к дому.

Также строились дома из камыша, например, дом Дика П.И. в селе Глядень. Ставили столбы, между которыми прибивали ряд реек, которые переплетались камышом. Камыш потом обмазывали глиной и белили. Пол в доме до 1959 г. был глиняный, потом сделали деревянный. Этот дом состоял из спальни, детской комнаты, кухни, кладовой, прихожей. В настоящее время дом используется как хозяйственная постройка, здесь находятся летняя кухня и столярная мастерская.

Основной проблемой в Кулундинской степи является отсутствие естественных пресных водоемов. Практически единственным источником питьевой воды были грунтовые воды, которые залегали очень глубоко. Первые переселенцы привозили воду из соседних населенных пунктов и копали колодцы. Первоначально копали один общий колодец на деревню, так как хорошая вода залегала очень глубоко, на глубине 25- 40 метров. Каждый хозяин, помимо общих колодцев, у себя в усадьбе мог вырыть колодец. В селе, как рассказала Беккер М.А., обычно были люди, которые специально занимались рытьем колодцев, они определяли наиболее удобное место для колодца. Стенки вырытой ямы для колодца укрепляли жердями, обмазанными глиной, или обкладывали пластами.

В меннонитских деревнях, как рассказала Унру А.Я., всех жителей заставляли обсаживать свои усадьбы растениями - тополями, акациями, кустарниками "лох". Тополя сажались перед участком и позади него. Огород обсаживали кустарниками "лох", которые служили искусственной межой между соседними участками. Также им обсаживалась дорожка, идущая посередине огорода. В усадьбе имелось место для отдыха, которое обсаживалось акациями. Здесь ставились различные качели для детей, беседки. Посадки делали организовано все жители села, саженцы поступали из Европейской части России через сельскохозяйственное меннонитское общество.

Как рассказала Шартнер М.Я., могли по меже посадить клен, на огороде для разграничения посадок сажали акации, так как у нее были небольшие корни. Огород разделялся дорогой, которая служила для подвоза с полей пшеницы, сена, для выгона скота и т.д.

Усадьбы до 1950-гг. не обносились заборами, либо разграничивались, как было сказано выше, посадками, либо простыми перегородками (от столба к столбу крепилась длинная палка). Двор могли огородить жилыми постройками, построив на усадьбе два дома буквой "Г". Так, семья Беккер, в состав которой входило 20 человек, на усадьбе в селе Камыши, где жили немцы, переселившиеся из Поволжья, построила два таких дома. Такой дом состоял из большой комнаты - "гроусштуб", кухни - "кихь", спальни - "кляйнештуб", летней кухни, сарая - "хинергепай", сеновала. В доме было две печи, по одной на две комнаты.

Современные немецкие усадьбы и жилые дома отличаются от традиционного жилища прежде всего размерами и используемыми при строительстве материалами. Например, усадьба Фризен М.П. в селе Хорошее состоит из жилого дома - "хюс", находящихся под одной крышей гаража для машины и кладовой -"кума", душа, летнего свинарника из сетки - "швинкох", печи с коптильней - "бакуве мит ритяпудель", прогона для выгона скота, палисадника, двух огороженных участков - "тюн", в одном в настоящее время ничего не растет, осенью там держат баранов, второй с посадками овощей, картофельного огорода, во дворе имеется зимний погреб - "тялла". Несмотря на то, что дом был построен в 1973-75 гг. из современных строительных материалов, шлакобетона, стены в жилых помещениях оббиты камышом и обмазаны глиной, для того, чтобы зимой лучше держалось тепло.

Дом Борн Э.П. в селе Редкая Дубрава Немецкого национального района состоит из спальни -"шлопшту", детской - "теняшту", зимней кухни - "вентатеть", где стоят печь - "уве", ванная, титан, находятся кладовые - "кумма", зала - "зул", двух прихожих комнат, зимнего сарая - "венташтоль". Через коридор расположены летняя кухня - "зомматеть", навес для хранения угля, дров, сена - "пригон". Основная часть дома построена из силикатного кирпича, стены внутри дома сложены из блоков пористого камня. Эта часть построена в 1970-х гг. Пристройка построена в начале 1980-х гг., насыпная, обмазана глиной. В пристройке и сарае крыша пологая. На жилой части дома крыша металлическая, 4-хскатная (раньше были распространены в основном 2-хскатные крыши). И в данном случае, несмотря на использование при строительстве современных материалов и значительное увеличение площади построек, план застройки усадьбы остался традиционным, все помещения расположены под одной крышей, существуют крытые переходы из жилых помещений в хозяйственные постройки, для того, чтобы в холодное время года не нужно было выходить на улицу.

В настоящее время широко распространено покрытие стен дома "шубой". Такая шуба делалась следующим образом: смесь цемента с водой (в равных пропорциях) веником наносилась на стены. Сверху "шуба" могла краситься краской. В 1950-60-х гг. жилые дома стали ставить на фундамент, в то время, как раньше, напротив, пол дома находился ниже уровня земли, он был земляным или глинобитным. В это же время значительно меняется планировка жилища. Все большее распространение получают крестовики, дома, разделенные на четыре комнаты, с двумя пересекающимися капитальными стенами. Несмотря на изменение планировки и системы отопления, печь традиционно располагается в центре дома. У немцев Алтая встречается несколько типов печей, наиболее распространенными являются: вертикальные четырехгранные печи-голландки, которые служат только для обогрева помещения, печи смешанного типа, имеющие отопительный котел, плиту для приготовления пищи, котел для нагрева воды и вытапливания жира, духовой шкаф для выпечки хлеба, и летние печи разнообразных форм, расположенные во дворе. Печи клали из глиняных кирпичей.

В 1960-х гг. в сельской местности начинается широкое строительство домов по типовым проектам. В связи с этим, различия между немецким жилищем и жилищем окружающего населения начинают постепенно стираться. Эти различия сохраняются в значительной мере в деталях интерьера.

В заключение следует подчеркнуть, что именно в индивидуальном сельском жилище, как одном из наиболее устойчивых компонентов бытовой культуры, используемым несколькими поколениями, в процессе транспоколенной передачи народного опыта наиболее полно сохраняются этнические традиции.