Конфессиональная структура обследованных немецких населенных пунктов Алтайского края является традиционной для российских немцев в целом. В исследуемом регионе проживают католики и протестанты: лютеране, меннониты, баптисты, адвентисты. Подавляющее большинство общин являются протестантскими.

Для немцев Алтая характерна высокая степень религиозности по сравнению с окружающим населением. Религия традиционно играет значительную роль в духовной жизни сибирского немецкого села. После переселения немецкие крестьяне в первую очередь строили здание церкви или молитвенного дома. В годы советской власти, несмотря на гонения со стороны властей, не удалось искоренить в среде алтайских немцев приверженность к религиозной вере и традициям.

В первые годы после установления советской власти отношение к церкви и верующим в национальных районах можно охарактеризовать как терпимое. Несмотря на то, что главный антирелигиозный указ, нанесший непоправимый удар положению и роли церкви в обществе - декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" - вышел уже в январе 1918 г., в первые годы советской власти к религиозным организациям и церквям национальных меньшинств не применялись какие-либо административные меры жесткого характера.

Саратовская исследовательница Ольга Лиценбергер считает, что отношение новой власти к протестантизму (большинство немцев в России были именно протестантами) было в принципе таким же негативным, как и к православию. Но за понятием "протестанты" стояло население национальных районов, поэтому для привлечения его на сторону революции необходимо было найти какие-то особые подходы к нему, не спровоцировать конфликт, тем более на религиозной почве. Этим объясняется терпимость к протестантской религии в первые годы после революции. До конца 1920-х гг. протестантские общины активно функционировали. Однако по мере укрепления советской власти отношения между ней и протестантами обострились, активизировалось наступление на религию.

С конца 1920-х гг. определяющим лозунгом в политике государства по отношению к церкви стал лозунг Союза Воинствующих Безбожников, своего рода карательного органа по отношению к религиозным организациям, который гласил "Религия – тормоз социалистического строительства и пережиток капитализма". В это время верующие не могли открыто посещать молитвенный дом и собирались по домам. В 1928 г. были запрещены журналы меннонитов "Unsere Blatt" и лютеран "Unsere Kirche". Многие религиозные деятели были арестованы. 1930-1950-е гг. информаторы характеризуют как период "подполья". Религиозная деятельность преследовалась советской властью. Лишь с конца 1950-х – начала 1960-х гг. начинается медленный процесс возрождения религиозных общин. Для 1970-х гг. характерной чертой является активная миссионерская деятельность баптистов.

С конца 1980-х гг. отношение власти к религиозным общинам изменилось. Верующие получили возможность иметь молитвенный дом или церковь и открыто их посещать. Чаще всего помещение для молитвенного дома покупалось на средства общинников или при финансовой поддержке религиозных центров Германии. В настоящее время в каждом немецком селе действует религиозная община, чаще всего не одна. Причем не обязательно это общины разных течений. Распространенным вариантом является сосуществование в одной деревне, например, двух баптистских общин.

В селе Ананьевка Кулундинского района меннонитская община существовала с самого момента основания деревни - с 1912 г. Первый молитвенный дом построили братья Изааки. Андрей Изаак сообщил, что до революции в Ананьевке было одно каменное здание - молитвенный дом. При советской власти его переделали под клуб, а затем сломали. Этот молитвенный дом был закрыт в 1929 г. Затем в общине произошел раскол, так как первоначально вместе собирались братские и церковные меннониты. В результате большинство верующих перешли в баптизм и в настоящее время в селе имеется именно баптистская община. После закрытия в 1929 г. молитвенного дома собрания не проводились, и только в период укрупнения хозяйств разрешили проведение собраний у общинников на дому. Однако, несмотря на это разрешение в селе проводилась активная атеистическая работа. Учителя школы, члены партийной организации посещали религиозные собрания, буквально следили за верующими.

В 1992 г. община купила у колхоза здание бывшей разрушенной котельной, из которой хотели сделать спортивный зал. В настоящее время в общине около 40 человек, не только немцы, но и русские. В связи с этим собрания проводятся на русском языке. Даже молитвенный дом украшен религиозными надписями на русском языке. В общину входят также баптисты из соседней деревни Екатериновки. Религиозные собрания проходят по средам и пятницам, в воскресенье дважды - утром и вечером. Баптисты из Екатериновки в случае непогоды собираются дома у Классен Марии.

Баптисты крестят во взрослом возрасте, начиная с 16 лет. Креститься может даже грешный человек, ему достаточно перед крещением покаяться. Самым большим грехом (кроме самоубийства) считается аборт, но покаянием можно искупить и этот грех. Баптисты считают, что несмотря на то, судьбу человека предопределяет Бог, своим поведением, истинной верой ее можно изменить.

В Екатериновке кроме баптистов имеется еще и адвентистская община. Ее возглавляет Яковлев Анатолий Павлович. Считается, что эта община также существует с момента образования села. Затем некоторое время она не действовала, так как почти все ее члены выехали, но в последние годы община активно действует. В настоящее время она насчитывает 28 верующих из Ананьевки и Екатериновки, средний возраст - 40-44 года. Местная община входит в Западно-Сибирскую конференцию с центром в г. Бердске.

Собираются адвентисты по средам и пятницам. Суббота для адвентистов священный день. В этот день они не работают, а посвящают себя размышлениям, чтобы приблизиться к мудрости Бога. Адвентисты не верят в бессмертие души, а также в то, что душа после смерти сразу уходит в рай. Они строго соблюдают запреты на употребление алкоголя и свинины. Перед причащением у них происходит омовение ног: женщина моет ноги женщине, мужчина - мужчине. Причащаются адвентисты не вином, как все остальные христиане, а виноградным соком и пресным хлебом (тесто для него изготовляют на оливковом масле).

Меннонитская община действует в селе Протасово Немецкого национального района. Община существовала с момента образования деревни. Молитвенный дом был построен в 1908 г. Однако в 1920-х гг. начались гонения, и фактически община перестала функционировать. Но члены общины продолжали собираться подпольно, по домам у верующих. Наиболее активных даже арестовывали, так как они "мутили народ". Рядовых членов общины могли уволить с работы, перевести на более тяжелую работу.

В 1960-х гг. община была воссоздана. Ее основателем стал Андрей Дик, который затем уехал в Германию. В настоящее время общину возглавляет его брат - Иван Францевич Дик. У общины имеется молитвенный дом, который оставила Мария Вормс, когда уехала в Германию. В настоящее время в общине всего 14 человек, так как большинство членов общины выехало в Германию. В общине сейчас нет молодежи, верующие молодые люди посещают баптистскую общину, которая также имеется в деревне. Взаимоотношения между общинами нормальные, наблюдается стремление к сотрудничеству.

Собрания проводятся 2 раза в неделю: в субботу с 19.00 до 20.00 и в воскресенье с 10.00 до 11.00. Во время уборочных работ собрания проводят только в воскресенье.

Крестят во взрослом возрасте обливанием. Браки с представителями другой конфессии разрешены при условии, что один из супругов поменяет веру.

В деревне Камыши Немецкого национального района до революции действовала лютеранская церковь, построенная первыми переселенцами. При церкви была церковная школа. Собрания проводил шульмастер, который был затем сослан в Томскую область. Во время революции церковь разрушили. Несмотря на это и категорические запреты на всякую религиозную деятельность верующие продолжали собираться. Собирались тайно, каждый раз на новом месте - по домам верующих, чтобы не привлекать внимание.

В настоящее время лютеране собираются в кирхе, под которую оборудовано предоставленное колхозом здание магазина. Община насчитывает 40 человек, из них всего 5 мужчин. В основном все члены общины люди пожилого возраста. Собрания проходят по субботам и воскресеньям. Служба ведется на немецком языке. Вести ее могут те братья, которые исповедовались. Во главе общины стоит старший брат. Он имеет право крестить новых членов. Крещение происходит по воскресениям. Крестят с 3-х недельного возраста.

Проблемой для этой религиозной общины является нехватка специальной литературы, так как община не поддерживает связей с религиозными центрами.

В деревне Красноармейка Немецкого района лютеранская община была воссоздана в 1992 г. Первым проповедником стал Федор Фейс. Сейчас собрания проводит Роза Готлибовна Гекель. Собрания проводятся дважды в неделю на немецком языке. Верующие соблюдают предрождественский и предпасхальный посты, а также постятся по пятницам. В общине в настоящее время всего 8 человек. Она не связана с религиозными центрами.

В деревне Редкая Дубрава Немецкого района имеется католическая церковь. Службу проводит Бернгард Шульц из Славгорода в субботу утром на немецком языке. Современная община существует с 15 августа 1992 г. Большую помощь ей оказывал колхоз (акционерное общество). Сейчас в общине 6 человек. Члены общины - люди преклонного возраста. Самому молодому общиннику - 63 года. Молодежь в основном выбирает баптизм. В деревне также проживают лютеране. Верующие католики соблюдают 4-х недельный пост перед Рождеством и 6-ти недельный перед Пасхой, а также не едят мясного по пятницам.

В селе Подсосново Немецкого района проживают только лютеране. Лютеранская община была организована первыми переселенцами. Была построена церковь. Здание церкви было разобрано во время коллективизации. В годы советской власти религиозная деятельность, как и везде, преследовалась. В 1981 г. колхоз подарил верующим помещение под молитвенный дом. Колхоз оплачивал и все расходы на содержание дома. Первыми проповедниками были В. Больц и К. Мирлих. Собрания проходят 3 раза в неделю: во вторник (на русском языке), в субботу и в воскресенье (на немецком языке). Обряд крещения проводится с младенческого возраста. Его проводит Давид Кучер. Общинники отмечают нехватку религиозной литературы на немецком языке.

В селе Орлово Немецкого района действует община евангельских христиан баптистов. Одновременно с образованием деревни была образована меннонитская община. После того, как в 1961 г. начались активные гонения на верующих, община распалась на две самостоятельные баптистские общины.

Основательницей баптистской общины была женщина по фамилии Гетдерт. Затем во главе общины становится ее зять - Петр Петрович Левен. В 1965 г. он был арестован. В эти годы верующих буквально вытравляли из деревни. Поэтому П.П. Левен после освобождения из заключения первым из Орлово вынужден был эмигрировать в Германию.

Крещение происходит с 16 лет. Процедура крещения следующая. В воскресение собираются все члены общины, а также гости из других общин. Крещение происходит на берегу водоема. Специально выстраивается шалаш для переодевания, устанавливаются скамейки для гостей. Обряд начинается с чтения молитвы. Затем крестный брат и рукоположенные братья переодеваются в белые одежды. В белое же переодеваются те, кого будут крестить. Братья заходят в воду, молятся, просят у Бога благословения. Затем в воду заходят новообращенные и их крестят полным окунанием.

Основные праздники у баптистов: Рождество, Пасха, Троица, праздник Жатвы и Вознесение. Традиционных христианских постов (предрождественского и предпасхального) у баптистов нет. Пост держат в случае болезни или если что-то просишь у Бога. В пятницу по просьбе кого-либо из верующих пост может держать вся община.

В с. Кусак Немецкого района функционирует баптистская община. Община в 1996 г. насчитывала 60 членов, из них 8 мужчин пожилого возраста и 2 мальчика. Баптистский молитвенный дом посещают лютеране и меннониты, которые также проживают в селе, а также представители других национальностей. Собрания проводят в среду и воскресенье в 21.00. В пятницу проходит молитвенный час. В воскресенье днем проводят также собрание для детей. Раз в месяц проходит молитвенная неделя, на протяжении которой члены общины каждый день молятся с 21.00 до 22.00. Женщинам и девушкам запрещается на собрания приходить в брюках. Женщины обязательно покрывают голову платком.

Служба в связи с этим ведется на двух языках: немецком и русском. На двух языках исполняют песни и стихи религиозного содержания. Песни исполняют под баян хором все члены общины или отдельно молодежь. На баяне играет девушка - член общины.

В с. Гришковка действуют две религиозные общины: церковных меннонитов и евангельских христиан-баптистов.

Общину церковных меннонитов возглавляет Эрих Генрихович Брандт. Эта община, по словам Анны Абрамовны Лангман (Классен) 1906 г.р., была основана в 1909 г. в соседней Хортице. После переселения жителей Хортиц в Гришковку они сохранили свою общину. Собрания проходят три раза в неделю – по средам, субботам и воскресеньям. Собрания проводят в помещении в бывшем детском саду. Это помещение выделено общине сельской администрацией. До этого времени члены общины собирались по очереди в домах общинников. Крестят с шестнадцатилетнего возраста обливанием. Крестить приезжает старший брат из Протасова Иван Францевич Дик.

В настоящее время (1997 г.) община насчитывает около 20 членов в возрасте от 40 до 60 лет. В общине всего двое мужчин.

Община евангельских христиан-баптистов более многочисленная, насчитывает более 100 членов. Возглавляет эту общину браг Дригер. В этой общине крестят окунанием. Крестит рукоположенный брат из Славгорода.

Община с 1993 г. имеет молитвенный дом, приобретенный на средства членов общины. Член общины Елизавета Петровна Шартнер рассказала, что из ее одиннадцати детей пять являются баптистами и посещают общину, а остальные дети неверующие.

В с. Глядень Благовещенского района действует баптистская община. Общину возглавляет Нейсштетр Яков Исаакович. Крестят окунанием. Собрания ведутся как на немецком, так и на русском языке. Собрания проводятся в среду и пятницу с 21.00 до 22.00, в воскресенье два раза: с 9.30 до 11.30 и 18.00 до 19.30. Молитвенный дом наряду с членами общины посещают и представители других конфессиональных групп. Пение религиозных песен во время собрания сопровождается игрой на фортепиано.

В общине активно действует детская группа, с которой занимается помощник старшего брата.

Таким образом, современную ситуацию в религиозной сфере алтайских немцев нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, возрос интерес к религиозной жизни, общины действуют более активно, улучшилась их материальная база (сказывается помощь из Германии и других стран). Но, с другой стороны, большинство общин малочисленны. В основном, в деятельности религиозных общин принимают участие женщины старших возрастных групп. Хотя в последние годы предпринимаются активные попытки привлечения к религии молодежи. В целом, принадлежность к религиозной общине воспринимается большинством алтайских немцев как неотъемлемая черта этнической идентичности.